Симон Кордонский Simon Kordonsky: personal blog

Армия и общество — год отчуждения. 1990 год

Размещено 05.03.1990 · Рубрики: До 1996 года, Старые тексты

15 ноября 1990 года секретариат ЦК КПСС принял решение о защите Советской армии и военно-морского флота от внутреннего врага. Постановление — как в добрые старые времена — было закрытым, но мгновенно изменившийся тон центральной печати продемонстрировал силу и влияние аппарата той партии, которая многими перестройщиками объявлена уже не существующей. Вооруженные силы не смогли сами защититься от потока обвинений со стороны граждан государства и новорожденных организаций и прибегли к покровительству власти, завоевания которой они обязуются защищать. Они спасовали перед фактами и их интерпретациями, где каждое лыко ложилось в строку: участие армии в событиях в Баку и Тбилиси, дедовщина и годковщина, землячества и массовое воровство, катастрофы и запуск зенитных ракет хулиганом, торговля оружием и утечки информации, скандальные военные маневры и демонстративные и безнаказанные нарушения воздушных границ, правда об авариях на ядерных объектах и массовое дезертирство. Полувековая завеса секретности приподнялась и открывшегося хватило на то, чтобы привести общественность в шоковое состояние.

Поток газетной полуправды об армии совпал по времени с последствиями изменений внешнеполитических ориентаций государства: с необходимостью вывода войск из стран Восточной Европы и Монголии ,с сокращением численности войск и вооружений и осознанием того, что в некоторых типах конфликтов вечные , казалось бы , враги могут стать союзниками. К тому же , в конце года стало ясно, что призывная кампания во многих пока еще союзных республиках провалилась, и местные органы власти приступили к формированию собственных регулярных воинских формирований, не подчиняющихся Минобороны.

Спаянные присягой и воинской дисциплиной ряды защитников отечества и многочисленные армейские диссиденты с погонами старших офицеров и депутатскими удостоверениями начали проповедовать массированную военную реформу для того, чтобы преобразовать армию по образу и подобию самых боеспособных армий мира.

И в разоблачительных публикациях средств массовой информации, и в защитительных выступлениях высших офицеров и генералов присутствует, тем не менее, что-то такое, что не позволяет относиться к разворачивающейся борьбе с должной серьезностью. Обвинители, исполненные самых благих намерений, лишены , похоже , чувства реальности , и их пыл встречает жесткое сопротивление армейских функционеров , искренне воспроизводящих безнадежно устаревший миф о защитниках отечества и о врагах защитников, которые есть и враги отечества. Мифологические отрицания публицистов «Огонька» и неформальной прессы сталкиваются с мифологическими утверждениями «Военно-исторического журнала», инструкциями Главпура и публикациями «памятных» изданий.

В пылу и схватках мифологической битвы реальные изменения в вооруженных силах не принимаются во внимание. Правда об армии и о людях, которым государство доверило охранять себя , столь же тяжка, как и о всех других государственных институтах и их функционерах- о нас с вами в том числе. В армии воруют, убивают, лгут, блефуют, тянут одеяло на себя точно так же, как и во всех других организациях нашего устаревшего государства. Странно было бы, если бы во всем обществе был бардак, а в вооруженных силах — порядок и спокойствие. Такого не бывает, и осознание этого равно тяжко и военным, и гражданским.

Реформа вооруженных сил, предпринятая для «исправления недостатков» — занятие столь же бесперспективное , как строительство социализма в отдельно взятой стране, городе, районе или попытки создания «регулируемого рынка» с сохранением социальных гарантий реального социализма. Для того, чтобы перестраивать вооруженные силы , необходимо определить их цели и задачи и лишь потом разрабатывать проблемы их структуры и численности.

Сейчас вооруженные силы представляют собой слепок до-перестроечного государства. В них есть отрасли (роды войск) и территории (военные округа). Интеграция территориальных и отраслевых аспектов деятельности ВС достигается в координирующих органах управления: военных советах округов, в иерархии политуправлений, и т.п. Военный аппарат КПСС, точно так же , как в других подразделениях государственного устройства, интегрирует все отношения и разрешает все конфликты. Отказ аппарата КПСС от своей руководящей роли в интегрировании территориальных и отраслевых отношений послужил одной из причин кризиса, охватившего все народное хозяйство. Отстранение КПСС от руководящей роли в вооруженных силах вызовет, наверное, не менее сильную, но гораздо более опасную реакцию. Представьте, что процессы демократизации в армии привели к назначению на должность командующего округом выдающегося армейского говоруна, отказавшегося от членства в КПСС, и он повел себя столь же экономически, политически и социально грамотно, как руководители городов, где к власти в результате свободных выборов пришли демократы!

Структура вооруженных сил сложилась для выполнения вполне определенных функций. Тоталитарное государство холило и лелеяло армию для того, чтобы она обеспечивала экспансию социалистических идей, поддерживала врагов наших врагов, вовсе не являющихся друзьями или союзниками.

Армия должна была быть готова весь мир насилья разрушить до основания, чтобы обеспечить Госплану возможность строительства прекрасного нового мира.

Перестройка началась с внешнеполитических изменений, с отказа от намерения превратить весь мир в подобие социалистического лагеря. Внешнеполитические акции немедленно принесли плоды в виде разрядки и готовности развитых стран помощь перестраивающемуся государству превратиться из мирового пугала в нечто более приличное.

Но перестройка должна, очевидно, изменить структуру и функции наших вооруженных сил. И это гораздо более трудная задача, чем декларативный отказ от распространения принципов социалистического мироустройства методами вооруженной борьбы.

Можно наметить три пути изменений в нашей армии и в тех государственных структурах, которые с ней сопряжены. Первый и самый, может быть, привлекательный для высшего командного состава и руководства военно-промышленного комплекса заключаются в возврате к целевой функции, которая была у вооруженных сил до 1985 года. В политической области это означает военный переворот или другую форму регрессии, вооруженную или социально-экономическую экспансию для возвращения потерянных в ходе перестройки сфер влияния и массированное перевооружение с тем, чтобы обеспечить силовое противостояние всему миру и возможность победы в ядерно-космической войне. Для этого нужно иметь крепкую экономику и устойчивую социально-политическую и научно-техническую базы. Ни одно из этих условий не достижимо в ближайшем будущем. Крепкая и динамичная экономика не возникает из ничего по желанию генералов, социально-политическая структура только начинает складываться , и даже ее контуры весьма нечетки. Традиционные для социализма способы научно-технического прогресса себя исчерпали: в «шарашках» можно разработать любые самые прогрессивные виды военной техники, но нельзя обеспечить то, что называется научно-техническим прогрессом. Использование краденых технических идейных достижений упирается в отсутствие необходимого для этого интеллектуального и культурного потенциала.

Второй путь военной реформы предполагает, что вооруженные силы направляют свои возможности во-внутрь Советского Союза для его сохранения и воспроизведения. Экспансионистские устремления армии сохраняются, как и , частично , их структура. Логическим завершением этого пути было бы формирование новой территориальной структуры империи, где основным субъектом будут общевойсковые военные округа, в которые на правах субъединиц входили бы нынешние республики, области и районы. Использование армии для того, чтобы затормозить распад СССР на экономически немощные, но весьма агрессивные государства создает условия для этого пути развития, несмотря на то, что вооруженное вмешательство в национально-территориальные конфликты в Армении, Грузии, Азербайджане не дало ей ничего кроме падения престижа.

Представленный на обсуждение Верховного Совета СССР проект закона о борьбе с преступностью предполагает использование армии как внутренних войск. В течение 1990 года несколько наиболее боеспособных воздушно-десантных и моторизованных дивизий уже были переданы из армейского подчинения в МВД и КГБ. Это попытки решить совершенно новые проблемы внутренней стабильности старыми как мир методами вооруженной борьбы. Нарождающиеся члены федерации претендуют на создание собственных вооруженных формирований, необходимых им для обеспечения правопорядка и для защиты от возможной агрессии со стороны других членов федерации. Оба этих намерения вызывают противодействие высших органов власти и попытки использования армии в целом или ее подразделений, переданных МВД и КГБ , для подавления автономистских и сепаратистских тенденций. Недавнее назначение генерал-полковника Громова первым заместителем министра внутренних дел (и, очевидно, командующим внутренних войск) представляет собой очередной ход в развитии событий в этом направлении).

Совершенно ясно, что включение вооруженных сил во внутренние события в пока еще унитарном государстве приведет , в конечном счете , к расколу и в самой армии и к тому, что отдельные подразделения и гарнизоны вступят в эти события вовсе не на стороне государства. Необходимо признать существующим то, что уже существует или возникает в ближайшие месяцы — собственные вооруженные формирования субъектов федерации и попытаться сделать распад империи и формирование нового государства как можно более бескровным. А для этого необходимы принципиально новые виды вооруженных сил типа войск Организации Объединенных Наций, применение которых санкционировалось бы представителями всех членов новой федерации, и которые бы использовались для вооруженного контроля за отношениями между ее членами. Чем скорее будут созданы такие войска, тем меньше будут издержки становления нового федеративного устройства.

Третий путь эволюции ВС — попытка обойтись без существенных реформ и пассивно плестись за внешнеполитическими изменениями и следствиями потепления отношений с традиционными противниками. Механическое сокращение вооруженных сил порождает внутренние напряжения в армии и в стране в целом в той же степени, в какой снимает международные проблемы. Военно-промышленный комплекс страны имеет огромную инерцию и всеми силами стремится сохранить как производителей, так и потребителей своей продукции. И дело не в злонамеренности антиперестроечных сил, а в том, что огромные регионы страны целиком и полностью зависят от военных заказов и программ. Механическое сокращение вооруженных сил и прямая конверсия лишают сотни тысяч людей средств к существованию, вынуждают наиболее квалифицированных рабочих и специалистов менять образ жизни, место жительства, лишают их социальных привилегий и высокого социального статуса. Легко представить социальные и политические последствия в и так неспокойных Южно-Уральском, Поволжском, Западно-Сибирском или Северо-Западном регионах, где сосредоточены производственные мощности оборонной промышленности. Необходимость обеспечить людей работой и связанными с ней социальными гарантиями заставляет государство продолжать производство устаревших систем оружия и запасных частей к нему. А это влечет за собой сохранение в структуре вооруженных сил техники , поставленной на вооружение еще в 50-е годы и соответствующих войсковых формирований.

Массовая безработица в так называемых научных городках, вызванная сокращением оборонных заказов , не только усилит социальную напряженность в них, но и стимулирует эмиграцию. А мозгам новосибирских, черноголовских и пущинских физиков, химиков, математиков и биологов найдется широкое поле применения в центрах перспективных исследований стран — потенциальных противников.

Все три направления эволюции вооруженных сил сейчас только намечаются. Преобладающей может стать любая , несмотря на то, что все они — дорога в никуда. Необходима структурная перестройка в вооруженных силах, связанная с изменением геополитических целей и ценностей перестраивающегося государства. СССР есть и в ближайшем будущем сохранит свой статус мировой державы. Структуру и функции его вооруженных сил надо определить, исходя из его места в мировой системе, где противостояние Восток-Запад постепенно дополняется противостоянием Север-Юг. В структуре вооруженных сил должно теперь учитываться, что в конфликтах некоторых типов войска Северо-Атлантического договора будут не противниками, а союзниками, как сейчас происходит на Ближнем Востоке. Ракетно-ядерное противостояние в предвидимом будущем сохранится, но должна возникнуть и взаимодополнительность по родам войск, типам вооружений и тактике при разрешении региональных конфликтов.

Структура войск стратегического назначения, в некоторых отношениях чисто имитативная (если у США, например, есть Б-1, то у нас должен быть ТУ-160, несмотря на то, что экономика страны производства многих типов современного вооружения просто не тянет), должна быть преобразована на основании принципа разумной достаточности с учетом ограничений, накладываемых экономическим и внутриполитическим положением в стране.

Существование и структура всех других видов войск должны, наверное, определяться новыми задачами вооруженных сил государства, переходящего из унитарного и тоталитарного состояния в авторитарное и федеративное. Оптимизация вооруженных сил и конверсия оборонного потенциала — задача, которая не может быть решена ни узкими специалистами в Совете Обороны и Генеральном штабе, ни дилетантами из комитетов и комиссий Верховных советов. Это задача для специалистов-системщиков, скорее не отечественных (их просто нет), а из международных исследовательских центров, специализирующихся на аналогичных, хотя и менее масштабных проблемах.

1990

Comments are closed