КГБ, МВД И Советская армия начинают реализовывать правительственную программу экономической реформы
Последние полгода насыщены событиями, каждое из которых столь многозначно, что их совокупные политические оценки часто диаметрально противоположны. Получение Президентом СССР чрезвычайных полномочий, неудачная попытка конституционного переворота на 4 Съезде Советов, радикальное изменение кадрового состава высшего уровня управления государством, ухудшение продовольственной ситуации в стране в целом и в столицах в особенности, социальное напряжение на южных и западных границах, прорывающиеся то и дело человеческими жертвами, обмен 50 и 100 рублевых купюр и фактическое замораживание вкладов в сберегательных банках, события в Прибалтике и Грузии, видимое ограничение гласности и попытка Президента ограничить действие закона о средствах массовой информации поставили под сомнение все достижения последних шести лет существования государства.
Многие аналитики и обозреватели считают, что Президент страны сменил свои ориентации и теперь намерен утверждать и развивать идеалы социализма в союзе с наиболее твердолобыми его защитниками, из которых, возможно, будет состоять Совет Безопасности, а не в компании явных и скрытых противников социализма, составлявших значительную часть почившего в бозе Президентского Совета.
Те, кто боится возврата к прошлому (а это, что бы не говорили данные опросов населения, большая часть советского народа), выбирают из многообразия событий только то, что соответствует самым плохим ожиданиям. И они правы. Ведь разрушение социально-экономической реальности социализма, как, впрочем, и ее реконструкция, чревато чем-то хорошим лишь в очень отдаленном будещем. Поэтому все, что сейчас происходит, можно интерпретировать и как ремонт казармы, и как ее разрушение.
Из «войлока» событий можно вычленить, тем не менее, что-то более правдоподобное, чем утверждения публицистов-демократов о том, что Президент СССР в союзе с вооруженными силами и ВПК начал реставрацию системы, доказавшей всему миру свою нежизнеспособность. В новогоднем обращении к советскому народу есть фраза, на которую аналитики не обратили особого внимания. Президент сказал, что мы должны быть благодарны энергетикам и коммунальникам за свет и тепло в наших квартирах и за другие весьма значимые блага, дефицит которых еще не стал катастрофическим на большей части территории страны. В другой речи Президент сказал, что вынужден пойти на очнь непопулярные меры, но именно они могут предотвратить катастрофу.
Эти слова прозвучали на устрашающем фоне. Страна распадается на совокупность бартерных рынков, с одной стороны, а с другой — на блоки, совпадающие в основном с административными границами между национальными республиками и составляющими их еденицами. Советы народных депутатов в своем противостоянии Советам высших и низших уровней, аппарату КПСС и отраслевого кправления, только усиливают дезинтеграцию государства. Никакое логическое продолжение их деятельности не сулит перехода к интегративным тенденциям ни в экономике, ни в политике.
Поэтому, естественно, возникает желание интерпретировать такие события последнего времени как вывоз крупных банкнот за границу, реформа денежного обращения, поведение войсковых формирований МВД и армейских подразделений а Прибалтике, появление первого за всю историю государства финансиста на посту главы Кабинета Министров как часть мер Президента, о которых он говорил в тоне хирурга-онколога.
Вполне возможно, что советники-экономисты, бывшие членами Президентского совета еще совсем недавно, убедили Президентав том, что без реформы денежного обращения и превращения денег из инструмента управления социальной справедливостью в элемент экономической деятельности, ни он и никто другой не сможет отделить экономику от политики и сделать ее саморегулирующейся, рыночной. От легализации идеи до ее интериоризации Михаилом Горбачевым (сошлемся только на саму идею президентства) проходит довольно много времени. Можно предположить , что летом прошлого года идея капитализации экономики (при сохранении социалистических идеалов) стала его собственной. Для реализации идеи Президенту нужны совсем иные люди, чем академики, хорошо знающие устройство рынка, но не представляющие себе устройства тоталттарного государства, и другие институты, нежели Советы с их до предела идеологизированными фракциями.
На 4 Съезде Советов Президент пытался радикально изменить структуры исполнительной власти и создать институты для реализации экономической реформы: Службу по борьбе с организованной преступностью,Высшую государственную инспекцию, Межреспубликанский экономический комитет и Контрольную палату. Однако, министерства и ведомства, с одной стороны, и народные депутаты — с другой, заблокировали изменения. Поэтому Президенту не оставалось ничего другого, кроме как попытаться использовать существующие властные и репрессивные органы для тех же целей.
Правительственная программа перехода к рыночной экономике включает, как известно, централизованное повышение цен с неполной компенсацией населению по итогам индексации доходов разных его групп. Повышение цен (или их либерализация) — мероприятие, многократно проверенное в ходе преобразования социализированных экономик в рыночные, чревато огромными социальными напряжениями и конфликтами. Либерализация цен или их повышение до уровня рентабельности могут послужить спусковым механизмом для давно уже готового взорваться в деструктивной активности советского народа.
Именно поэтому повышению (или либерализации) цен при отсутствии пользующегося доверием народа правительства должно предшествовать укрепление каркаса тоталитарного государства, его армии и других репрессивных формирований.
Кроме того, любая утечка информации о готовящейся реформе немедленно вызывает панику у населения и провоцирует его на массовые волнения и противоправительственные действия. Именно поэтому на период подготовки реформы необходим строжайший режим секретности и цензурирование каналов и средств массовой информации.
Написанное выше — начальные условия рыночной реформы или чего-то ей подобного. Общий сценарий правительственной программы по осуществлению акции подобного рода может быть примерно таким: сначала пропагандистская кампания, объясняющая народу, что мафия, организованная преступность и другие противники перестройки накопили огромные капиталы и теперь готовы скупить все и вся, обделив советский народ. В ход идут тезисы о существовании в стране экономического саботажа и о том, что нувориши продают рубли за доллары, накапливая их на счетах заграничных банков. Общий рост социальной напряженности в стране используется для того, чтобы легализовать подготовку к введению фактического военного положения, при котором контролировать массовые волнения при повышении цен можно будес с гораздо меньшей кровью, чем в условиях гражданского или квазигражданского общества. Очевидно, что непосредственно перед повышением цен (или их либерализацией) необходимо уменьшить общий платежеспособный спрос населения, законсервировав оборотную денежную массу.
Теперь рассмотрим события последнего времени в свете начальных условий повышения цен или их либерализации.
Еще с начала лета в средствах массовой информации появились сообщения о том, что на западных валютных рынках всплыло огромное количество советских банкнот номиналом 50 и 100 рублей. Курс, по которому их скупали частные банки, упал от 20 рублей за доллар летом, до 50 рублей за доллар в начале декабря, после чего прием банкнот был прекращен. Чьи эти деньги? По мнению экспертов часть их принадлежала политическим организациям малых республик, финансировавших продажей банкнот создание материальной базы для политической борьбы. Другая часть — это средства, вывезенные функционерами государства в частном порядке и послужившие основой для открытия личных валютных счетов в частных банках, а также средства, складированные в ожидании грядущей приватизации. Сюда же можно отнести средства т.н. теневой экономики, полученные от противозаконной деятельности, конвертированные в твердую валюту и помещенные также в частных банках. И наконец третья часть — самая существенная — это деньги таких организаций, как незабвенной памяти АНТ, вывезенные непонятными способами в расчете использовать их для решения государственных проблем негосударственными методами.
Общее количество банкнот по разным от 6 до 20 млрд рублей. Председатель КГБ говорил о 12 млрд. Будеи исходить из суммы 10 млрд рублей. Если принять объем пачки сторублевок в 10000 рублей за 50 куб.см (это минимум — объем нераспечатанной банковской упаковки несколько больше), то 10 млрд рублей имеют объем 50 куб.м. Если учесть, что не меньше половины этих денег представлено 50 рублевыми купюрами, и кпаковка их явно не банковская, то общий объем вывезенной денежной массы составит от 120 до 200 куб. м. Это 2-3 загруженных под завязку железнодорожных вагона.
Возникает сразу несколько предположений. Первое из них. Комитет государственной безопасности и подчиненные ему пограничные войска работают настолько плохо, что можно на территории страны собрать десять миллиардов, запаковать их в соответствующую тару и беспрепятственно перевезти через границу, которая, как нас уверяют, на замке. И уже за границей беспрепятственно продать наивным и ничего не подозревающим банкирам или складывать в ожидании лучших времен.
Второе предположение. Операция по вывозу и продаже банкнот осуществлялась под контролем КГБ в рамках некоей государственной программы специально на то уполномоченными лицами, действовавшими под различными прикрытиями — от совместных предприятий и государственно-кооперативных организаций до отдельных людей-перевозчиков.
Третье предположение. Операция по вывозу денег осуществлялась поПервым Главным управлением Генерального штаба СА по своим каналам, в рамках той же неизвестной государственной программы.
Если в какой-то степени верны второе и третье предположения и операция произведена профессионально, то вполне возможно, что покупатели миллионов портретов основателя советского государства на гербовой бумаге не смогут предъявить никаких претензий ввиду нелегального характера сделок и того, что государство не несет никакой ответственности за деятельность негосударственных предприятий и организаций.
Цель этой операции, если предположения верны, состояла в получении конвертируемой валюты, в контроле за каналами трансграничных перемещений ценных бумаг и материалов и, в конечном счете, в аннулировании капиталов новых национальных политических организаций и деловых группировок. Вполне возможно, что по подсказке «тех, кто знает» многие нувориши переправили через границу или продали свои сторублевки и открыли счета в банках, которые, после соответствующих расследований, будут, конечно, аннулированы. Однако, возможен и вариант , когда правительственные организации скупят обесцененнные бумаги и предъявят их к оплате правительству СССР. Но, повторяю, если операция была проведена профессионально, этого не будет.
Сейчас, когда вскрылись масштабы трансграничных перемещений денег, естественно возникает вопрос кто и как это сделал. И на этот вопрос КГБ СССР услужливо подсовывают ответ: это могли сделать такие организации ка правительство СССР в лице первого заместителя предсовмина Фильшина. И здесь как нигде, виден почерк профессионалов.
В ночь с 22 на 23 января 1991 года вся страна со страхом узнала об обмене банкнот номинальной стоимостью 50 и 100 рублей выпуска 1961 года на аналогичные банкноты образца 1991 года. Объяснения премьер-министра СССР Павлова (а именно финансист должен руководить исполнительно властью в период ценовой революции) представляются не вполне правдоподобными, во всяком случае не совсем полными. Создается впечатление, что премьерминистр рассказывает далеко не обо всех аспектах проводимой операции. С нашей точки зрения, у обмена купюр есть три далеко идущие цели. Первая из них — достойное завершение экспорта вагонов гербовой бумаги с портретами В.И.Ленина. Вполне естественно, что окончание операции проводится под контролем КГБ. Кто начинает, тот должен и кончать.
Вторая цель, о которой официально заявляется, изъятие нетрудовых доходов и преступных накоплений. Успех этой части операции пока трудно оценить. Страна полнится слухами о том, что теневики уже давно обменяли свои бумажки на валюту, драгметаллы, камни или вложили их в средства производства. В ходе этой акции деньги, накопленные многими новыми политическими организациями и не вложенные в дело, будут обесценены, так как вряд ли суммы большого размера можно обменять за столь короткое время. Вполне возможно, что давление на потребительский рынок свободной денежной массы, находящейся на руках у населения действительно будет временно ослаблено. Но именно это и необходимо в тот момент, когда резко поднимутся цены. Спрос будет в какой-то степени сбалансирован с предложением и можно будет приступить к следующим шагам правительственной программы стабилизации экономики.
Третья цель операции обмена купюр состоит в обеспечении органов налоговой инспекции первоначальным об[емом информации о доходах отдельных граждан. Сейчас органы государственной налоговой инспекции не имеют ни инструкций, ни списков тех категорий граждан, к доходам которых надо присматриваться. Заявления в комиссии местных советом с просьбами об обмене купюр пишутся в трех экземплярах. И на каждом стоит личная подпись заявителя. Надо думать, что через некоторое — очень малое время -: многие граждане получат извещения налоговых инспекторов с требованиями выплатить подоходный налог с тех сумм, которые выходят за пределы их официально объявленных доходов. Эти деньги пополнят доходную часть дефицитного государственного бюджета.
В операции обмена денег чувствуется хваткая рука налогового инспектора. 25 января по всей Москве (и надо думать по другим городам СССР) пронесся слух о предстоящем обмене 25 рублевых купюр. Люди, верящие только в противоположное тому, что они слышат от правительственных чиновников тут же кинулись разменивать 25 рублевые купюры, пополняя тем самым оскудевшие без кассовой наличности банки, не могущие выплатить зарплату и обменять 50 и 100 рублевые купюры. Одновременность появления слухов об обмене 25-рублевок свидетельствует о том, что в их инициации и распространении приняли участие те, кто Указом Президента уполномочен контролировать описываемую операцию.
Содержание политической жизни последних недель связано с возросшей активностью армии и войск МВД, что многими записными перестройщиками считается концом демократических преобразований и симптомом возврата к самым страшным временам отечественной истории. Вечером 25 января 1991 года население страны узнало, что его покой с первого февраля 1991 года будут охранять моторизированные совместные патрули МВД и армии. Приказ министров обороны и внутренних дел подписан 27 декабря 1990 года. Этому приказу, по свидетельству компетентных источников, предшествовали приказы этих же министров от 25 декабря 1990 года, в которых командующие военными округами и командиры подразделений ОМОН получали право на самостоятельные репрессивные действия в случае возникновения массовых волнений и других форм политической или экономической активности. В этих приказах оговаривались особо даты 15 января и 1 февраля. Согласно приказам, военачальники обязаны были в соответствующих обстоятельствах действовать согласно уставу гарнизонной и караульной службы.
Вполне возможно, что министр внутренних дел В.Бакатин отказался подписывать эти приказы, вынужден был уйти в отставку и был заменен солдатом партии и кадровым работником ГБ Пуго. В, Бакатин проявил себя, по словам Президента, скорее как политик, а не как министр внутренних дел. Возможно, с введением этих приказов в действие связана и отставка Э.Шеварнадзе, напуганного объемом чрезвычайных полномочий, приобретаемыми репрессивными органами в ходе осуществления экономических преобразований. Из речи Э.Шеварнадзе следует, что, по его мнению, чрезвычайные военизированные структуры власти могут в конечном счете смять М.Горбачева и начать функционировать по своим собственным репрессивным законам, не имеющим ничего общего с целями экономической реформы.
Действия армии и подразделений ОМОН в Вильнюсе и Риге, очевидно, связаны с тем, что волнения, начавшиеся в Вильнюсе с повышения розничных цен, а в Риге как реакция на бойню в Вильнюсе, весьма точно подходили под тот круг событий, в который должны были вмешиваться армия и ОМОН согласно приказам своих министров от 25 декабря. Маршал Язов объяснил, что армия в Вильнюсе начала действовать по приказу заместителя командующего Прибалтийским округом. Очевидно, это действительно так, поскольку заместитель командующего руководствовался соответстсвующим приказом Министра обороны. Объяснения Президента и Министров обороны, внутренних дел и председателя Комитета государственной безопасности, если высказываемая версия, верна, были отчасти правдивми, хотя и весьма неполными.
Перед высшими функционерами государства возникла дилемма: либо фактически отказаться от объяснений, либо рассекретить программу перестройки экономики. И то, что они выбрали первый вариант, говорит о том, что личная репутация и общественное мнение волнует этих людей в гораздо меньшей степени, чем успех начатого ими дела.
Соображения секретности и контроля за информацией по традиции весьма важны для руководства нашего государства. МОжно предположить, что политика нового руководства Гостелерадио, вызвавшая столько толков и осуждений, в какой-то степени связана с опасениями по поводу того, что в прямом телеэфире и радиостанции могла всплыть информация о предстоящих экономических мероприятиях. Предложения Президента об отмене действия закона о печати, очевидно, были тоже связаны с боязнью некоторых ответственных исполнителей за утечку информации. Тем не менее, немного более месяца назад слухи о том, то 50 и 100 рублевые купюры будут выведены из обращения, заставили людей броситься к окошкам сберегательных касс. Последовавшие вскоре заведомо лживые правительственные опровержения не увеличили доверия населения к правительству, однако сняли ажиотаж и сделали людей нечувствительными к другим возможным утечкам информации. В этой связи возникает вопрос, была ли утечка информации случайной, или это был еще один профессионально-дезинформационный ход специальных служб, обращающихся с населением собственной страны как с реальным противником.
Положение, в котором оказалась команда Президента в результате буквального исполнения войсковыми командирами приказов маршала Язова и генерала Пуго было и остается весьма сложным. Фактически заморожены программы экономической и методической помощи намечаемым преобразованиям со стороны ЕЭС и США. Общественное мнение страны устами ведущих публицистов выразило свое неприятие и осуждение действия Президента, министров, армии и ОМОН, повлекшими человеческие жертвы. Отделение Балтии из вероятного стало весьма вероятным, а противостояние Президенту Верховного Совета и Совету Министров России из-за действий Б.Ельцина и акции6 направленной против Фильшина стало просто опасным.
Рассекречивание программы начала действительно рыночных преобразований означало бы отказ от них. Социально-экономическое положение страны в результате безуспешных попыток накормить волков и сохранить овец просто катастрофическое. Надежды на то, что новорожденные политики, собравшиеся в многочисленных Верховных Советах, смогут своей безудержной законодательной деятельностью накормить народ, не оправдались. В эти дни политика и демократия сознательно и целенаправленно приносятся в жертву для достижения экономической стабильности и, дай Бог, экономической динамики. Общественное мнение и политические организации дружно выступают против действий Президента и давят на него публичными обвинениями в измене демократии. Но если Президент откажется от начатой уже программы, то никакая помощь стран Запада будет не нужна. Она будет поглощена затратной экономикой и превращена из средства возрождения рыночной экономики в средство спасения голодающих и больных. Именно поэтому Президент всеми силами стремится сохранить отношения с потенциальными кредиторами и с собственным народом, протянуть время до тех пор, пока он сможет продемонстрировать свои действительные намерения.
1 февраля 1991 года начинается совместное патрулирование наших городов армейскими подразделениями и милицией. Вполне возможно, что именно с 1 февраля цены будут отпущены или повышены, доходы населения ограничены, а заработная плата заморожена. Тогда должны, по идее, начать работать программы индексации доходов и выплаты компенсаций, защиты от безработицы и другие социальные программы, во что верится с трудом. Если программы не заработают, моторизованные патрули, возможно, смогут продемонстрировать свою боевую выучку. Может быть, в ближайшее время начнется массовая приватизация и формирование государственной основы для возникновения рынков труда, капитала, фондов и валюты. Ведь простое повышение цен ничего не изменит в нашей экономике и просто переведет ее на еще более высокий уровень нестабильности, лишит правительство остатков легитимности. Все-таки хочется надеяться, что происходящее не просто происки теоретиков фискальной политики, а действия по разрыву того магического круга, в котором страна вращается уже много десятилетий и если это так, то есть какя-то ирония истории в том, что самые мощные репрессивные системы тоталитарного государства начинают использоваться для того, чтобы сделать первые реальные шаги в сторону от экономического, хотя бы, тоталитаризма.бования сумму на конец 1987 г., увеличенную на темп роста ВНП в текущих ценах. При темпе роста 9,8% в 1987-1990 ная реформа и установленный режим пользования вкладами с успехом выполняет лишь одну задачу: замедляет колебания ажиотажного спроса, что позволяет предпринимать усилия по неполнению потребительного рынка. Очевидно это была гланая цель предпринятой акции. Однако, без изменения соотношения цен по товарам текущего потребления и товаров длите