Симон Кордонский Simon Kordonsky: personal blog

Мифы

Размещено 11.01.2006 · Рубрики: 2006-2010, Общество, Старые тексты

Каким был  СССР – образ, транслируемый околовластными политиками, в том числе и оппозиционными:

Страна была могучей, и от нее зависел весь мир. СССР боялись и уважали.

В СССР была мощная экономика, которая обеспечивала и оборону, и потребление.

В стране был порядок, который обеспечивался КГБ.

В стране была идеология, которая транслировалась партийными СМИ и партийными органами пропаганды и агитации.

В стране была мощная система социального обеспечения.

В стране была сильная наука.

В стране было лучшее в мире образование.

В стране была самая сильная в мире армия.

В стране была социальная стабильность, основанная на патриотизме, вере в руководство.

Сложившийся советский порядок был нарушен агентами влияния геополитического противника, которые иницировали перестройку, ускорение и развал страны.

Единственно верный путь развития страны — авторитарная модернизация, которую в свое время начал Андропов. Доказательством его правоты является китайский опыт. Последовавшая за смертью Андропова перестройка была исторической ошибкой, приведшая к развалу страны.

Действия:

Через 15 лет после распада СССР концепция авторитарной модернизации реанимирована и реализуется сообразно обстоятельствам, но весьма последовательно. Суть реинкарнации андроповской модернизации: замораживание общественной и политической жизни средствами аппарата исполнительной власти при раскрытии возможности саморазвития экономики, которое не может быть нерыночным. Необходимые для этого ресурсы должны быть консолидированы в бюджете государства, а также в бюджетах корпораций, образованных при приватизации государственной собственности СССР и ныне возвращаемых под контроль государства.

Россия, какой она видится сегодняшними «государственникам-охранителям»:

Россия со всех сторон окружена врагами, которые хотят ее расчленить– имперскими американцами, корыстными социалистическими европейцами, агрессивными мусульманами и отказавшимися от общей истории народами стран- бывших республик СНГ.

Кроме внешних врагов, есть враги внутренние, такие как  либералы, фашисты и коммунисты. Внешние враги используют внутренних врагов для организации поддержки агентов международного терроризма.

Собственность в России распределена несправедливо и поэтому власть должна ее перераспределить, доверив надежным товарищам.

Отечественный бизнес не патриотичен, социально безответственен и не намерен вкладывать деньги в развитие тех элементов экономики, от которых зависит будущее страны. Самочинная политическая активность бизнеса недопустима, предприниматели должны финансировать только официальную политическую активность.

Отечественные интеллектуальные элиты не патриотичны, не приемлют власть и используют все возможности для развития антигосударственной активности.

Внутренняя организация СССР является единственной моделью, обеспечивающей экономический рост и политическую стабильность в стране. Поэтому необходимо по возможности воссоздавать аналоги советских структур управления как в экономике, так и в политике.

Забота о благе народа является основной целью власти. Поэтому необходима борьба с бедностью, модернизация образования, здравоохранения, социального обеспечения. Национальные проекты есть этап на пути восстановления советской системы заботы о благе народа.

В стране отсутствуют институты гражданского общества. Их надо формировать, и этим должно заниматься  государство. Именно из отсутствия гражданского общества люди корыстны и не понимают того, что государство им желает добра. За ними надо следить и строго наказывать за воровство.

Люди не способны позаботиться о самих себе. Поэтому государство берет на себя заботу об их образовании, сохранении здоровья, обеспечивает минимальный прожиточный уровень.

Люди беспомощны и злонамеренны. Они не могут без превышения пределов необходимой самообороны защитить сами себя и поэтому для их собственной безопасности необходим полный контроль государства за оружием.

Люди склонны жить там, где в них нет государственной необходимости. Поэтому государство должно контролировать местожительство и передвижения граждан, ограничивая неадекватную задачам государства миграцию.

Люди не знают, что им действительно нужно. Поэтому их надо учить правильно жить, направлять их активность в нужное русло. Это русло формируется законами, принимаемыми на федеральном уровне. Законы региональные и местные не учитывают общегосударственные интересы и потому должны быть приведены в соответствие с общефедеральными.

В конечном счете, должно сформироваться государство с правильными (соответствующими задачам государства) демократическими институтами, отделенными силовым барьером от бизнеса. Бизнес  должен будет деполитизироваться – чтобы сохраниться. Политическая жизнь должна отделиться от собственно исполнительной власти. Взаимодействие между ними может осуществляться только через федеральные партии и их аппараты на региональном и местном уровнях.

Налоговая реформа проводится для обеспечения социальных и военных обязательств, взятых на себя государством.

Реформа социальных обязательств проводится для того, чтобы направить средства государства для обеспечения тех, кто действительно нуждается и лишения госпомощи тех, кто в ней не нуждается.

Пенсионная реформа.

Военная реформа – направлена на то, чтобы восстановить форму Советской армии. В оболочки российской армии закачиваются ресурсы, которые используются для того, чтобы эти оболочки сохранились. Предполагается, что с 2008 года начнется перевооружение армии и к 2015 году она превратится в аналог Советской армии.

Государственная политика должна быть направлена на воссоздание лучших в мире армии, системы образования, науки и прочего, никогда не существовавших.

В чем демократичность? В институтах религии, в основном православной церкви, которая должна сыграть роль консолидатора. В СМИ – которые должны стать независимыми от частных инвесторов. В конечном счете, СМИ должны финансироваться из государственного бюджета. Или из бюджетов корпораций, контролируемых государством.

Вертикаль власти за счет разделения полномочий и введения ответственности региональных и местных органов власти. Для этого – административная реформа, то есть наведение порядка в самих органах власти.

Создается партийная вертикаль, которая – через какое –то время должна стать тем же, что и аппарат КПСС в те годы – местом согласования интересов, местом институализированной административной торговли. Взамен хаотичной, когда непонятно, кому, сколько и что надо давать.

Каким был СССР – с точки зрения политических оппонентов власти (прогрессистов)

СССР был империей зла, построенной на трупах политических оппонентов советской власти.

Плановая экономика СССР не обеспечивала элементарных потребностей народа, доказательством чего является постоянный дефицит продовольствия.

СССР кончился бы в 60 годы двадцатого века, если бы не были открыты запасы нефти. Все последующее развитие СССР базировалось на варварской эксплутатации углеводородных ресурсов. СССР развалился в первую очередь потому, что уменьшилась добыча нефти и газа, а цены на них на мировых рынках упали.

Неадекватность СССР осознавали наиболее рациональные руководители государства. Попытки реформ Берии, Хрущева, Косыгина – тому доказательством.

В СССР не было ни экономических, ни политических свобод, уровень потребления был низок, народ нищенствовал и воровал у государства все что можно.

В СССР было самое большое в мире количество уголовных и политических заключенных.

Россия – с точки зрения прогрессистов

Выхолащивается общественная и политическая жизнь, выхолащиваются достижения перестройки, гласности и ельцинской демократии, восстанавливается вмешательство силовых структур во все аспекты экономической, общественной и политической жизни.

Демократические институты деградируют из-за активности власти, которая все стремится подчинить себе.

Не развивается средний и мелкий бизнес, элементы капитализма не развиваются.

Экономика страны держится на экспорте сырьевых ресурсов.

Недоразвитый внутренний рынок.

Имитация демократии и партийной системы.

Усиленная вертикаль власти.

Отсутствие свободы слова.

Экономические и политические репрессии.

Концентрация власти и собственности у федеральных (питерские, силовики) и региональных властных структур.

Конфликт между региональными и федеральными элитами чреват распадом страны.

Власть по сути не борется с бедностью, экономической отсталостью.

Перманентные переделы собственности фиксируют экономическую отсталость страны, ее технологическую приземленность, не дают возможности для развития постиндустриальных технологий.

Экономическая модернизация состоялась. Наличествует гипертрофия рынка, рыночным образом (торг, обмен, откат, распил) принимаются все решения, в том числе и те, которые имеют долгоиграющие последствия. Последний пример – ультралиберальные решения правительства о легализации захваченных под строения земель и отмене налогов на наследование. На мой взгляд, произошло следующее: чиновные владельцы особняков озаботились легализацией захваченной ими земли и тем, как они будут передавать детям свои капиталы, в особенности доли в государственных корпорациях. В результате приняты решения, облегчающие жизнь не только им, но и многим другим – простым – гражданам.

Парадокс в том, что приватизация прошла повсеместно, однако результаты приватизации зафиксированы так, как будто существенная часть советской государственной собственности еще сохраняются под юрисдикцией российского государства. Десятки тысяч фактически частных предприятий существуют в формах казенных предприятий, с долей государственного участия.

Фактически приватизирована большая часть земли, однако ее существенная часть юридически еще бесхозна или находится в ведении органов власти разных уровней, вернее чиновников, которым она по факту принадлежит.

Новых ресурсов от государства на рынок не поступает, у всего есть номинальный собственник. Поэтому — силовой дележ ресурсов, от заказных банкротств до системных наездов, как в деле Юкоса. Номинально государство везде – оно все контролирует и за всем следит. Но государство есть только в том смысле, что присутствует в каждом бизнесе своими чиновниками, которые ведут себя чисто конкретно, то есть рыночно.

Система государственного управления ресурсами всех видов на федеральном уровне оказалась оторванной от всепроникающих рыночных отношений на региональном и муниципальном уровнях.

Некоторые системные ошибки

Что общее для всех вербализованных позиций? Писал лет 18 назад о мифологемах объективности знания, конструктивности реальности и управляемости. По большому счету ничего не изменилось. И чиновники, и граждане уверены в том, что знают что существует и что происходит. Гул стоит от ответов на незаданные вопросы – причем везде, от блогов до ТВ. Все уверены также в том, что знают как устроена наша реальность, кто (Сталин, Берия, Брежнев, Андропов, Ельцин или Путин) ее сделал, сконструировал, причем под себя и из корыстных интересов. И Все знают, что надо сделать, какие реформы провести. Поле дискуссий в основном в этом – какие реформы  и как надо сделать.

Ошибка геополитического позиционирования, представление о  том, что как государство о себе заявит, так к нему и будут относиться соседние государства. Отсюда великодержавные амбиции  и стремление их обосновать исторически и логически – из площади территории, великой истории, запасов полезных ископаемых, мощи вооруженных сил.

Ошибка в определении возможности реинкарнации советских институтов – армии, образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки.

Ошибка в возможности конструктивного подхода (попытка строительства) к рыночной экономики.

Непонимание природы советской власти и системы ее организации. Из этой ошибки – стремление восстановить то, чего никогда не было и не может быть.

Представление о том, что наличествует знание об устройстве  реальности. Статистика достоверна, в публицистике и в исследованиях  общественного мнения — кроме знания о том, как будут голосовать люди на выборах — содержится еще и  знание о том, что они думают.

Нежелание знать, как устроена реальность и какие в ней есть ограничения на изменения. Следствие – непредсказуемость для реформаторов результатов реформ.

Представление о стране как объекте преобразований. Расхожее мнение о том, что в стране не существует гражданское общество.

2006-2007 гг.

Comments are closed